10 фактов о "подводных камнях" при приобритении земельных участков под строительство коммерческой недвижимости

11 ноября 2019

Времена «дикого» девелопмента уже прошли и утверждение, что можно построить «что угодно и где угодно», а оно «прорастет», сдастся и начнет приносить прибыль, уже не актуальны. Однако, ошибки при выборе участков под застройку все равно случаются и, казалось бы, удачно спланированные проекты становятся не слишком удачными в процессе реализации. Я расскажу о 10 подводных камнях, о которые можно «разбиться» при приобретении земельных участков для строительства коммерческой и жилой недвижимости.

1. Сопутствующая инфраструктура

Недавно я наблюдал продажи таунхаусов в двух коттеджных поселках. В одном продажи шли довольно бойко, а в другом – нет, хотя этот поселок отличается более высоким качеством строительства. На спрос, как оказалось, сильно повлияли место строительства и отсутствие социальной инфраструктуры. Поселок, который пользуется спросом, расположен рядом со строящимся жилым массивом и имеет выход на федеральную трассу, хотя находится в некотором отдалении от нее. Казалось бы, что тут привлекательного: шум от дороги и присутствие города «за забором». Однако, оказалось, что расположение «еще не дача, но уже и не город» городскому покупателю нравится больше. Кроме того, хотя сам поселок и не имеет социальной инфраструктуры, она расположена в непосредственной близости. Второй же поселок расположен вблизи региональной трассы, между двумя областными центрами и, хотя его транспортная доступность неплоха, находится он посреди поля, перспективы застройки которого неизвестны. Кроме того, места под инфраструктуру в самом поселке не предусмотрено, так как ее строительство оказалось невыгодным в рамках проекта с небольшим количеством домовладений.

2. Дорожное сообщение

Земельные участки могут быть непригодны для коммерческого использования в силу отсутствия подъездных путей к ним. Для удачной реализации любого коммерческого проекта, земельный участок должен находиться в непосредственной близости от дорожной инфраструктуры. Нужно также учитывать планы развития прилегающих территорий, как с точки зрения расширения дорожной сети, так и с точки зрения роста нагрузки на нее за счет строительства других коммерческих объектов. В качестве примера можно привести практически все проекты, реализованные в границах Малого бетонного кольца или дороги А-107, которые подлежат сносу в связи со строительством ЦКАД. Другой пример - жилые массивы, возведенные на территории 

3. Форма земельного участка

Форма земельного участка играет огромную роль с точки зрения планирования будущей застройки и эффективного размещения объектов и снижения площади участка, непригодной к использованию. Наиболее выигрышной и частой формой участка является прямоугольник. Однако, на практике, встречаются и экзотические варианты. 

4. Результаты геологических исследований и геоподоснова

Далеко не все девелоперы при приобретении земельных участков запрашивают у продавцов результаты геологических исследований и геоподоснову. Результаты геологических исследований дают представление о том, что именно находится под земельным участком (почвы, водоносные слои, породы) и важны при проектировании фундаментов и нагрузок, а геоподоснова показывает все коммуникации и линии регулирования застройки. В моей практике имеются два случая, когда данные факторы не были учтены при приобретении земельных участков. В одном из случаев под участком оказалось подземное озеро, составляющее стратегический запас питьевой воды населенного пункта, что сказалось на обременениях при использовании участка. В другом, под земляным покровом оказалось пять метров торфа, который при освоении участка подлежал удалению и транспортировке с засыпанием участка по определенным высотным отметкам песком, что в масштабе пятидесяти гектаров уничтожило весь экономический смысл строительства.

5. Рельеф

Также случается, что при приобретении участков застройщик не смотрит и на его топографию. При этом рельеф участка напрямую связан с тем, сколько земли придется удалить или, наоборот, доставить при разравнивании строительной площадки. На небольших участках перепады высот не играют большой роли, но при значительной величине перепада и размере площадки, это может стать определяющим параметром в стоимости земляных работ. В моей практике встречались проекты, где в силу специфики рельефа, только стоимость земляных работ доходила до трех миллионов долларов.

6. Разрешение на использование

Проверка правоустанавливающих документов на земельный участок – важнейшая часть процесса его приобретения. Из таких документов, как кадастровый паспорт можно понять, как именно данный земельный участок может быть использован и нужно ли менять его разрешенное использование и переводить земельный участок в другую категорию. В моей практике приобретаемые земельные участки с разрешенным использованием под «Строительство конно-спортивного и гостиничного комплекса» оказывались больше подходящими для малоэтажного жилья, что потребовало изменения разрешения на использование и повлекло множество повторных согласований, а также выпуска нового разрешительного документа с внесением изменений в долгосрочный договор аренды.

7. Обременения участков

Наиболее частое обременение - наличие на участке физических объектов, например, инженерных сетей, подлежащих переносу или реконструкции, что увеличивает стоимость проекта. Например, при размещения небольшого складского комплекса с удобным, казалось бы, местом расположения, потребовался перенос опор двух энергосетей, что сделало проект нерентабельным и привело к отказу от его реализации.

8. Финансовые обременения собственника

Еще одним неблагоприятным фактором могут стать финансовые обременения, тянущиеся за собственником приобретаемого земельного участка или его части. Часть обременений можно выявить при приобретении земельного участка, например, залог. Другую часть обременений так просто выявить нельзя, например, долги продавца прав аренды. В моей практики были примеры продажи земельных участков с задолженностью по аренде более трех лет, что подразумевало погашение долгов перед местной администрацией при переуступке прав аренды. Причем выявить эту ситуацию было довольно сложно, так как арест на земельные участки наложен не был в связи с их нахождением в муниципальной собственности.

9. Административные обременения

Административные обременения - еще один довольно тонкий вопрос, серьезно влияющий на конечную стоимость любого проекта. Сегодня практически любой проект имеет нагрузку в виде социальной инфраструктуры, которая не имеет никакой потенциальной коммерческой выгоды для девелопера. Строительство дорог, школ, детских садов, мостов и больниц, которые далеко не всегда относятся к вашему проекту, а зачастую и расположены вне его границ, способно сделать любой успешный проект нерентабельным.

10. Подключение к сетям

Вопрос с подключением к сетям является основополагающим фактором для любого проекта, индустриального или жилого. Есть примеры, когда уже построенный довольно крупный индустриальный объект невозможно было подключить к газораспределительной сети в связи с банальным отсутствием газа в трубопроводе. В последнее время наблюдается много примеров в городах, когда уже построенные и переданные в собственность покупателям жилые объекты не были обеспечены сетями, а значит, и не могли быть приняты в эксплуатацию приемочной комиссией.

СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «КОРПОРАЦИЯ ВЕК»

Источник: profi71.ru


Вернуться на уровень выше